Разделы
Партнеры
Счетчики
Слияние белых карликов порождает гравитационные волны
Космический телескоп Chandra обнаружил самый мощный источник гравитационных волн в Галактике, сообщает Science Daily. Им оказалась пара звезд, которые вскоре должны "слиться" в одну. Два белых карлика, разделенные сейчас вчетверо меньшей дистанцией, чем Земля и Луна, обращаются вокруг общего центра масс, и период этого движения непрерывно уменьшается (на 1,2 миллисекунды в год) одновременно с расстоянием между ними.Гравитационные волны сопровождают ускоренное движение массивных объектов, так же как и электромагнитные - движение зарядов. Период обращения двойной системы равен примерно пяти минутам, что при небольшом диаметре орбиты приводит к огромной величине центробежного ускорения.
Волны "уносят" значительное количество энергии, и для описания такой системы вполне подходит - с точностью до замены "электромагнитного" на "гравитационное" - доквантовая модель атома, где из-за излучения движение электрона заканчивается его падением на ядро.
Необычная пара звезд станет одним из первых объектов наблюдения для спутника LISA, который вскоре выведут на околосолнечную орбиту. Ему предстоит зафиксировать гравитационные волны и подтвердить тем самым выводы общей теории относительности. Предсказанные Эйнштейном и подробно описанные теоретически, гравитационные волны еще не удавалось пронаблюдать.
Сотовые телефоны мешают астрономам обнаружить инопланетный разум
Американские астрономы озабочены тем, что авиакомпании разрешают пассажирам пользоваться сотовыми телефонами во время полетов, пишет New Scientist. По их словам, разговоры в воздухе "сбивают с толку" радиотелескопы, предназначенные для поиска внеземных цивилизаций.Запрет, связанный с возможным конфликтом бортовой электроники и мобильных передающих устройств, так и не был принят. На такое решение заметно повлияли события 11 сентября 2001 года, когда переговоры пассажиров захваченного самолета с оставшимися на земле стали одним из немногих ценных источников информации о происходящем. В свою очедерь, повсеместное распространение сотовой связи делает психологически трудным отказ от нее на время полетов, сообщил журналу New Scientist Пол Фельдман, эксперт в области телекоммуникаций.
Радиоастрономы выдвигают другие аргументы. Наиболее распространенным стандартом сотовой связи в США является GSM 1900. Отвечающая ему базовая частота ровно вдвое меньше той, на которой обычно сообщают о себе "космические взрывы", сопровождающие рождение и гибель звезд. Сотовая связь "на земле" не слишком мешает астрономам: в удалении от передатчиков радиосигнал быстро рассеивается наземными объектами. Напротив, сигнал мобильного телефона с высоты в 10 тысяч метров беспрепятственно добирается до чувствительных антенн, удаленных на сотни километров от источника.
Участники проекта SETI, цель которого - поиск сообщений от внеземных цивилизаций в радиодиапазоне, воспринимают проблему особенно остро. По их мнению, случайный разговор пассажира авиалайнера может помешать диалогу с другим разумом.
Эксперты отмечают, что разрешение конфликта нет необходимости связывать со строгим запретом на сотовую связь в самолетах. В частности, на борту можно установить передатчики, которые будут принимать от телефонов ослабленный радиосигнал и обмениваться информацией с землей на другой частоте. Окончательный вариант предстоит выбрать Федеральной комиссии США по связи (FCC).
Шаттл Discovery готов к полету
Специальная инспекционная комиссия разрешила запуск шаттла Discovery, сообщает BBC. По мнению специалистов, самые необходимые меры для обеспечения безопасности экипажа приняты. Запуск челнока намечен на период с 13 по 31 июля.В настояший момент к шаттлу приделывают внешний топливный бак. Предполагается, что ближайшие дни эти работы будут закончены, и Discovery установят на стартовой площадке.
Испекционная комиссия, возгляемая бывшими астронавтами Томасом Стаффородом (Thomas Stafford) и Ричардом Кови (Richard Covey), была создана для того, чтобы следить за исполнением NASA рекомендаций Комиссии по расследованию инцидента с шаттлом Columbia. Всего NASA были даны 15 рекомендаций по обеспечению безопасности полетов. К настоящему моменту из них выполнены 12. В частности, было принято решение об использовании специального наблюдательного зонда, который способен находить повреждения, когда шаттл находится на орбите. Однако три рекомендации, касающиеся защиты орбитальной ступени от ударов космического мусора и других объектов, до сих пор не выполнены.
Полеты шаттлов были запрещены после катастрофы космического челнока Columbia в феврале 2003 года. О плитке теплоизоляции, отколовшейся от внешнего топливного бака и повредившей крыло, узнали в центре управления полетами еще до попытки шаттла приземлиться, но сочли это малозначимым. Все семь членов экипажа погибли.