Разделы
Партнеры
Счетчики
Сейчас оно вылезет из монитора
Корпорация Nvidia в начале года выпустила стереоскопические очки 3D Vision, позволяющие владельцу играть в действительно трехмерные игры и смотреть трехмерные фильмы. В мае такие очки появились в России - вместе с единственным на тот момент монитором, поддерживающим эту технологию. В сентябре в России начались продажи второго монитора с поддержкой 3D Vision. Лента.ру решила протестировать очки и понять, появились ли у них шансы на охват широкой аудитории.Nvidia 3D Vision на время остановили работу всей редакции. У экрана появляется глубина и в этой глубине носятся зомби из Resident Evil 5, мордует недругов Бэтмен и гоняют автомобили из Burnout Paradise. Все это настолько объемно, что хочется схватить объекты на экране рукой. Приложить скриншоты по понятной причине не получится.
Правда, представить себя главным участником происходящего не всегда получается. Трехмерность, о которой идет речь, не виртуальная реальность из "Газонокосильщика", а скорее сверхчеткий трехмерный мультфильм. Хорошо, что на экран не обязательно смотреть прямо. Трехмерная сцена не исчезает даже при взгляде сбоку.
Подключить очки оказалось довольно просто. Для этого надо соблюсти три условия: проверить в настройках Nvidia, включен ли 3D-режим, нажать кнопку на самих очках и на кнопку на прилагающемся к ним устройстве, обеспечивающем связь с очками по инфракрасному каналу.
Многодолларовое удовольствие
А теперь плохие новости. Трехмерное зрение стоит дорого - примерно столько же, сколько средний компьютер. За сами очки придется отдать около шести тысяч рублей. Кроме того, для их работы необходим монитор с частотой обновления экрана в 120 герц.
Как уже говорилось выше, "трехмерных" ЖК-мониторов в нашей стране всего два. Это Samsung SyncMaster 2233RZ и недавно появившийся ViewSonic VX2268wm. На Западе устройств отображения побольше. У нас же до конца года появится еще один, 24-дюймовый монитор (производитель пока не называется), а также проекторы, которые позволяют использовать 3D Vision.
Стоимость трехмерного монитора на момент написания статьи колебалась от 12 до 14 тысяч рублей. В принципе, должен подойти хороший монитор с электронно-лучевой трубкой и частотой развертки больше 100 герц, но где его сейчас искать?
Такие жесткие требования к монитору связаны с тем, что очки попеременно показывают пользователю изображения для правого и левого глаза. Как результат, частота развертки для пользователя падает вдвое. В свою очередь, 60 герц считается минимально приемлемой частотой обновления экрана для современных систем.
С большой долей вероятности придется сменить компьютер - он может быть недостаточно мощен, либо его видеокарта может не поддерживать 3D Vision. Так как изображения генерируются отдельно для каждого глаза, на каждый трехмерный "кадр" приходится два обычных. Другими словами, игра в стереорежиме идет гораздо медленнее. Следует взять PC с хорошим запасом мощности.
Таким образом, стоимость всей системы в сборе (включая компьютер) составит примерно 40-45 тысяч рублей, или около полутора тысяч более привычных в отрасли долларов. Для примера, в нашу тестовую конфигурацию кроме очков входили компьютер Dell XPS 630i с графической картой Nvidia GF GTX280 и ЖК-дисплей ViewSonic FuHzion VX2268wm 120 Гц.
Не трогать, только смотреть
Стоит заметить, что игры - самое популярное, но далеко не единственное применение 3D Vision. На сайте Nvidia есть "трехмерные" видеоролики и фотографии - выглядят они грандиозно. Единственное, что портит всю картину - пока их очень и очень мало. Пройдет, наверное, лет пять, прежде чем стереофильмы можно будет найти в торрентах. Про торренты - шутка, а вот про сроки - вряд ли.
Ощущение от фотографий и фильмов, кстати, немного отличается от игрового. Объекты, хотя в них и можно рассмотреть каждую мелочь, выглядят как очень хорошие "кукольные" копии оригиналов. Это абсолютно не мешает восхищаться, например, фотоальбомом с выставки автомобилей, но ощущение того, что просматриваешь коллекцию масштабных моделек, не покидает ни на секунду.
Это может быть связано с двумя факторами. Во-первых, неестественная четкость фотографий, снимки лишены недостатков, присущих даже самому остроглазому наблюдателю. Во-вторых, обманутый мозг хочет видеть бок объекта, однако тот упорно сохраняет свою ориентацию, с какой стороны на него ни посмотри.
Окулист и высокие технологии
Один из самых распространенных вопросов о стереоскопических очках касается их влияния на зрение. На сайтах продавцов можно встретить утверждение, что очки совершенно безопасны для здоровья. Это и так и не так одновременно.
Во-первых, глазам нужно привыкнуть к тому, как теперь выводятся изображения на экран. Мы видим не глазами, а мозгом; в первые минуты мозгу приходится нелегко, ведь он привык к плоскому изображению и пытается обрабатывать его соответствующим образом. Требуется примерно час, чтобы приноровиться. Глаза после этого первого часа почти наверняка будут болеть.
Во-вторых, непросто может прийтись людям, постоянно носящим очки. Надевать стереоскопические очки поверх обычных - крайне неудобно. Если же их снять, то к начальному напряжению прибавятся все составляющие дефектов зрения.
В-третьих, ко всему этому быстро привыкаешь. Если в самом начале становилось не очень комфортно после 15 минут использования Nvidia 3D Vision, то уже на второй-третий день можно было спокойно высидеть часа полтора. Другое дело, что десятичасовые рейды в World of Warcraft в этих очках во избежание переутомления лучше не устраивать.
И да, и нет
Стереоочки Nvidia 3D Vision - одна из самых коммерчески перспективных технологий, на самом деле, без дураков, выводящих домашние развлечения на новый уровень. Беда в том, что до этого самого уровня им идти минимум года три.
Стереоочки - это прекрасный, но пока совершенно не массовый продукт. Хотя технология 3D Vision задним числом поддерживает несколько сотен игр, пройдет много времени, прежде чем разработчики распробуют потенциал.
Благодаря стереоскопическим очкам большое будущее будет у стереофотографий. Однако цифровые 3D-фотоаппараты только-только завоевывают рынок, и доступную мыльницу для съемки стереоизображений мы увидим нескоро.