Партнеры

Счетчики






Белеет робот одинокий

В конце сентября - начале октября от португальского порта Виана ду Кастело отчалят восемь яхт. Они постараются как можно быстрее пересечь Атлантический океан. Когда регата закончится, ни с одной яхты не спустится капитан, чтобы принять полагающиеся почести. Все участники регаты - полностью автоматические суда.

Регата Microtransat - первое трансатлантическое плавание робояхт длиной до четырех метров. Сама же идея не нова. В английском языке для подобных судов уже придумано слово "roboat" (рободка, роболодка), которое произносится почти так же, как "robot".

В 2006 году Microtransat проходил на озере в Тулузе, Франция. В нем участвовали три команды. В 2007 году уже четыре яхты устроили гонки в Ирландском море.

Трансатлантическое плавание, как ожидается, займет два-три месяца. Кроме того, по мнению устроителей, существует большая вероятность того, что ни одна яхта не придет к финишу.

Действительно, условия можно назвать драконовскими. Движущей силой яхты может быть только ветер. Судно должно быть полностью автономным, не допускается управление оператором за исключением экстремальных ситуаций. Автономность распространяется и на источники энергии — все батареи, аккумуляторы и электрогенераторы яхте следует иметь на борту.

Финишная черта является отрезком, координаты одного конца которого — 10 градусов северной широты и 60 градусов западной долготы, а другого — 25 градусов северной широты и 60 градусов западной долготы. На случай, если ни одна яхта не достигнет этой черты, победившим будет считаться судно, дальше остальных продвинувшееся к западу.

В 2008 году о своем участии заявили восемь команд: по две британские и американские, а также канадская, португальская, австрийская и французская.

Перед попыткой избежать судьбы "Титаника" их детища посетят всемирный чемпионат по робоплаванию. Он пройдет с 20 по 25 мая 2008 года на австрийском озере Нойзидль. Кроме пробного плавания яхт - участниц Microtransat, там пройдут соревнования обычных и робоморяков.

Pinta

Наибольшую известность из яхт Microtransat получила, благодаря соответствующей статье в The Times, британская Pinta.

Яхту создали ученые из Аберистуитского университета (Aberystwyth University). Pinta — уменьшенный и дешевый вариант более сложного робосудна Beagle B (надо думать, названного в честь брига "Бигль", на котором путешествовал Чарлз Дарвин). Если Pinta дойдет до финишной черты, ученые рискнут послать в дальнее плавание и Beagle B.

Последний стоит 40 тысяч фунтов стерлингов (около 80 тысяч долларов США). Pinta в 16 раз дешевле. Ее максимальная скорость составит всего четыре узла, но при средней скорости в 2,5 узла она покроет требуемое расстояние за три месяца. Яхта весит всего 150 килограммов. Угол паруса будет менять специальный манипулятор. Энергией манипулятор обеспечат солнечные батареи.

По земле

Страсть к самодвижущимся аппаратам охватила не только любителей яхт.

В течение нескольких последних лет полным ходом идут разработки автономных роботизированных автомобилей. Например, в 2007 году в конкурсе Urban Challenge соревновались "беспилотный" внедорожник Isuzu Marvin и такие же Volkswagen Passat и Lotus Elise.

Организатор конкурса — одна из самых технологически развитых организаций на Земле. DARPA, управление перспективных исследовательских проектов министерства обороны США, каждый сборщик роботов знает.

До автономных самодвижущихся танков дело пока вроде не дошло.

Hosted by uCoz