Разделы
Партнеры
Счетчики
Сверхточную физическую установку сбросили с высоты 150 метров
Ученые разработали схему опыта, который позволяет изучать "работу" гравитации с очень высокой степенью чувствительности. Коротко его суть такова - экспериментальную установку сбрасывают с башни высотой 146 метров, после чего проводят измерения. Статья физиков опубликована в журнале Science. Вкратце о работе пишет портал Physics World.Цель авторов работы - проверить, не изменяются ли характеристики гравитационного притяжения на дистанциях, сравнимых с типичными межатомными расстояниями. Общая теория относительности Эйнштейна постулирует, что никакого изменения происходить не должно, однако некоторые исследовательские коллективы пытаются экспериментально подтвердить или опровергнуть этот тезис.
Одной из удобных систем для проверки "работы" гравитации на атомном уровне является конденсат Бозе-Эйнштейна. Этим термином называют вещество, охлажденное практически до температуры абсолютного нуля (разница не должна превышать миллионных долей градуса). При этом все атомы вещества переходят в минимальные квантовые состояния, и поведение всей системы можно описывать по законам квантовой механики - можно сказать, весь массив вещества превращается в единую квантовую систему.
Если разделить такой "суператом" на две части, а потом соединить их, то из возникающей характерной интерференционной картины можно "вытащить" особенности гравитационного взаимодействия двух половинок. Для проведения такого эксперимента необходимо, чтобы на экспериментальную установку не влияли внешние воздействия, которые могут исказить результаты наблюдений (если отклонения в гравитационном взаимодействии и существуют, то они должны быть чрезвычайно слабыми).
Внешние воздействия можно исключить, проводя эксперимент на орбите. Авторы новой работы предложили иной вариант - они создали установку, способную создавать конденсат Бозе-Эйнштейна (что является весьма непростой задачей), и сбрасывали ее с башни высотой 146 метров, так как в состоянии свободного полета на систему практически не действуют внешние силы. Ученые выяснили, что за одну секунду свободного полета конденсат Бозе-Эйнштейна в установке изменяет свое положение на три миллиметра. Дальнейшие исследования показали, что это смещение было вызвано не гравитационными взаимодействиями, а влиянием магнитных полей в установке. В дальнейшем авторы рассчитывают усовершенствовать свою установку и устранить мешающие магнитные поля, а также приспособить ее для работы в космосе.
Коллеги исследователей положительно отозвались об их эксперименте - несмотря на то что пока физики не провели собственно интерференционного эксперимента, созданная ими система позволяет измерять очень незначительные изменения параметров.
Авария южнокорейской ракеты произошла не из-за российской первой ступени
Авария южнокорейской ракеты-носителя KSLV-1 произошла не из-за нештатной работы российской первой ступени, заявил в пятницу, 18 июня, замруководителя Роскосмоса Виталий Давыдов, сообщает РИА Новости."Комиссия по расследованию аварии работает, и есть несколько версий, - сказал Давыдов. - Но я почти уверен, что причина аварии не в российской первой ступени". В свою очередь представители НПО "Энергомаш", поставлявшего силовую установку для первой ступени южнокорейской ракеты, также сообщили, что по имеющимся у них данным, российский двигатель отработал программу в штатном режиме.
Ракета-носитель KSLV-1 стартовала с южнокорейского космодрома "Наро" 10 июня в 12:01 по московскому времени. Через 136 секунд после запуска наземные службы потеряли связь с ракетой. Позже было установлено, что ракета взорвалась в воздухе. Сразу же после того, как стало известно об аварии ракеты, появились сообщения о нештатной работе ее первой ступени, созданной в России. Однако российские специалисты тогда заявили, что говорить о причинах происшествия можно будет только после изучения данных телеметрии.
Южная Корея уже дважды пыталась осуществить запуск ракеты KSLV-1, в работе над которой принимали участие российские специалисты, однако оба запуска - 25 августа 2009 года и 10 июня 2010 года - завершились неудачей. После первой аварии также выдвигались предположения о том, что ее причиной стал отказ российской первой ступени, однако потом было установлено, что сбой произошел при отстреле одной из двух половинок головного обтекателя корейской разработки.