Партнеры

Счетчики






Новая энергетика — это модно

Инвесторы, работающие с проектами в американской Силиконовой долине, переключаются на финансирование идей в области энергетики. Как пишет агентство Reuters, солнечные батареи, биотопливо, энергосберегающие лампочки и другие "зеленые" товары отбирают у информационных технологий пальму первенства в качестве самого модного объекта вложения денег.

Впрочем, предприниматели понимают, что новая энергетика не обещает такого же скорого коммерческого успеха, как компьютеры и интернет-проекты. C другой стороны, дело выглядит достаточно верным. Признаков "мыльного пузыря", аналогичного былой истории с доткомами, вроде бы нет.

Мозги нации

"Лучшие мозги в стране больше не занимаются работой над новыми лекарственными веществами или следующей Кремниевой революцией, – говорит Винод Хосла, крупный венчурный инвестор из Силиконовой долины. – Они хотят работать над энергией".

"Эта тема недостаточно раскрыта", – добавляет Хосла. По его мнению, закрасить белые пятна экологически безопасной энергетики возможно относительно легко (и недорого).

Novus ordo seclorum

Единственные игроки, которые (если не считать рекламу), относительно инертны на этом поле – это, собственно, энергетические транснациональные корпорации. Оно и понятно. Сегодня для нефтяников и угольщиков было бы самоубийством воевать с ветряками, но было бы глупо ожидать, что они будут оплачивать собственное низведение до роли вонючих источников парниковых газов.

Относительно внезапно оказалось, что все остальные поводы развернуть научные исследования уже заработали. Какое-нибудь, скажем, топливо из навоза теперь вызывает и имманентное академическое любопытство, появился и "заказ" от общества – как от государств, так и от частных спонсоров-инвесторов.

В прошедшем году более двух третей инвестиций в "чистые технологии" – 883,6 миллиона долларов – были сделаны предпринимателями из США. Причем такие крупные бизнесмены, как Регис Маккенна (Regis McKenna), известный успешными вложениями в Apple Computers, Electronic Arts и Genetech, в подходе к этим инвестициям проводят аналогии скорее не с доткомами, а, собственно, с вычислительными машинами. Так, говоря о вложениях в новую энергетику, Маккенна напоминает о том, что микропроцессор как таковой был разработан в 1971 году, выход же этого продукта на рынок (персональных компьютеров) состоялся спустя десять лет.

По всей видимости, такие условия устраивают венчурный капитал.

Цена вопроса

По данным Cleantech Venture Network, вложения в "зеленые" проекты в Силиконовой долине в 2006 году составила 500 миллионов долларов. Впрочем, это не только венчурные деньги, но и заемный капитал, и финансирование от корпораций.

Общемировые инвестиции 2006 года в закрытие углеводородной страницы нашей истории оцениваются в 3,6 миллиарда долларов.

Что характерно для исследовательского бума, дробятся эти суммы достаточно мелко. Крупнейшим вложением стали 75 миллионов долларов, полученные производителем солнечных батарей NanoSolar, расположенным в самом сердце Силиконовой (то бишь Кремниевой, как мы понимаем) долины – в калифорнийском Пало-Альто. Немудрено, ведь "сердцем" солнечной батареи являются фотоэлементы именно из поликристаллического кремния.

На втором месте – компания Altra Biofuels, занимающаяся в Лос-Анджелесе как раз производством топлива из различных биологических отходов с 50 миллионами.

Вопреки расхожему английскому фразеологизму, новым фокусам, отмечает Reuters, могут научиться и старые собаки: заслуженная компания Applied Materials, уже сорок лет занимающаяся изготовлением оборудования для производства микрочипов, включила в свой ассортимент солнечные батареи и намеревается построить в Силиконовой долине одну из крупнейших в США гелиоэнергетических систем.

Хотя объемы инвестиций в солнечные батареи и в компьютеры пока не сопоставимы (новая энергетика пока привлекает лишь 3,7 процента средств венчурных капиталистов), этот сегмент растет значительно быстрее своих "старших" собратьев – проектов в области вычислительных и информационых систем, здравоохранения или розничной торговли.

Кроме денег

Чем еще хорош зеленый бум? Дело не только в инвестициях. Обеспечение "экологической ответственности бизнеса" – новая прекрасная кормушка для тысяч, если не миллионов специалистов. Теперь, наравне с пиар-отделом, отделом маркетинга и проч., и проч., любая уважающая себя фирма должна привлечь еще какого-нибудь внешнего "экологического аудитора", а то и создать собственный "департамент озеленения".

В западных публикациях появляется даже термин "зеленый кейтеринг" для обозначения индустрии, обслуживающей эти новые потребности.

Эту индустрию саму по себе надо обслуживать, обеспечивать той же рекламой, да, в конце концов, и настоящим кейтерингом, то бишь обедами в офис, (сюрприз, сюрприз!) – экологически чистыми и упакованными в благородный неотбеленный картон из вторсырья вместо противного, терзающего планету пластика.

"Идет-гудет зеленый шум"

Еще вчера звучавший не смешно вопрос о том, происходит ли в принципе изменение климата, окончательно ушел из повестки дня. Более того, международные кампании по привлечению к проблеме внимания властей уже переместились в отсталые и развивающиеся страны – в США, Евросоюзе, Японии политические лидеры уже безоговорочно поддерживают все экологические начинания (по крайней мере, на словах) и, не выдумывая оригинальных терминов, с энтузиазмом возглавляют борьбу за переход от "черного золота" к "зеленому".

Видный демократ Альберт Гор получает "Оскара" за экранизированную презентацию к докладу о том, как мы все умрем. Видные республиканцы Руди Джулиани и Арнольд Шварценеггер – олицетворения двух побережий – выступают с совместными поздравлениями по поводу открытия стартапа Bloom Energy ("Цветущая энергия") и так далее, и тому подобное.

В общем, цели ясны, задачи определены. За работу, дамы и господа!

Hosted by uCoz