Разделы
Партнеры
Счетчики
Все популярно
В начале октября большая группа российских ученых, работающих за рубежом, обратилась с открытым письмом к президенту и премьер-министру Российской Федерации. Уехавшие за границу специалисты назвали положение дел в российской фундаментальной науке катастрофическим. Ученые перечислили причины, приведшие к такой ситуации, и предложили несколько мер, которые могли бы оказаться действенными. В частности, авторы письма упомянули необходимость популяризации научных знаний и повышения престижа профессии ученого.
Мимо
Казалось бы, в современном мире с популяризацией не должно быть никаких проблем. В книжных магазинах можно найти научно-популярные издания для любого уровня подготовленности, в Сети существует множество просветительских порталов, телеканалы выпускают фильмы, в которых в доступной форме рассказывается практически обо всем - от динозавров до зарождения Вселенной (хотя содержание некоторых из них весьма спорно). Тем не менее, большинство экспертов сходятся на том, что средний уровень образованности населения упал чудовищно низко, а опросы общественного мнения подтверждают такую точку зрения.
Странный парадокс можно объяснить множеством причин, одна из которых заключается, как ни странно, в недостаточной доступности просветительских материалов. Среди обилия книг в магазине бывает сложно выбрать действительно достойные издания, особенно не имея опыта чтения подобной литературы. Граница между научно-популярными и шарлатанскими сайтами также не всегда очевидна. В фильмах, выпускаемых, в основном, на Западе, рассказывается о достижениях западной же науки.
Обобщая все вышеперечисленные трудности, можно сделать один вывод: основными потребителями существующих научно-популярных ресурсов являются люди, либо связанные с научной деятельностью, либо испытывающие к ней выраженный интерес. Всем остальным необходим некий толчок, после которого они, возможно, начнут исследовать имеющееся просветительское многообразие.
Еще одна причина, по которой усилия по популяризации имеют слабовыраженный эффект, - неверный выбор целевой аудитории. Интерес к знаниям сохраняется на всю жизнь, если привычка познавать начинает развиваться с детства. За редким исключениям детям неинтересно воспринимать знания в кристаллизованном виде, им хочется видеть, слышать и трогать.
Каждому свое
Необходимость давать людям популярное представление о науке ради ее дальнейшего развития была осознана не сразу. В античности эмпирические данные собирались в единую философскую картину мира, в так называемые темные века науки как таковой вообще не существовало. После появления зародыша науки в современном ее понимании, долгое время научная деятельность была занятием избранных. Постепенно достижения науки стали воплощаться в реальные технологии, и ученые почувствовали нехватку рук и голов для их разработки. Одной из мер по "вербовке" новых адептов стали так называемые фестивали науки. Родиной этих мероприятий считается Великобритания, где в первой половине XIX века сотрудники университетов начали проводить публичные лекции.
Сейчас фестивали науки проходят во многих странах мира. Самые масштабные мероприятия проводятся в Эдинбурге, Генуе и Канберре - ежегодно их посещает от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч человек. В России до недавнего времени фестивалей науки не было. Первая попытка устроить подобную отечественную акцию была предпринята в 2006 году. Основным организатором первого фестиваля науки был Московский государственный университет. Начиная с 2007 года к МГУ начали присоединяться другие московские вузы.
В организации четвертого фестиваля науки в 2009 году приняли участие около 80 учреждений. Площадки были открыты в университетах, институтах, научных центрах и музеях Москвы. Все мероприятия можно было условно разделить на несколько типов: научно-популярные лекции, дискуссии, стендовые презентации, демонстрации химических и физических опытов, научно-популярных фильмов и новых технологий, выставки, конкурсы и концерты. Перечислять, что конкретно происходило на тех или иных площадках фестиваля, нет смысла - достаточно посмотреть на полную программу событий.
Часть мероприятий - например, конкурсы, демонстрации опытов и фильмов - была предназначена специально для детей. Однако немалая часть фестиваля была "заточена" под взрослых посетителей. Все желающие могли прослушать лекции специалистов в различных областях науки, например, вирусологов, астрономов, математиков, экономистов, медиков, экологов, лингвистов. Абитуриенты могли ознакомиться с презентациями различных вузов, не дожидаясь толкучки и ажиотажа во время весенних дней открытых дверей.
Рекламу фестиваля можно назвать успешной в том смысле, что состав посетителей был очень разнообразным. Обычно на подобных мероприятиях ожидаешь увидеть в основном родителей с детьми. В 2009 году на различных площадках можно было встретить и студентов, и школьников, и людей среднего возраста с фотоаппаратами и классических интеллигентных старичков с блокнотами и ручками, которые обычно посещают лекции в Политехническом музее. Опрос, проведенный студентами социологического факультета, показал, что 60 процентов присутствующих пришли на фестиваль впервые.
Несмотря на столь очевидный успех и активную пропаганду в СМИ, многие люди (в том числе, работающие в СМИ) относятся к фестивалю с некоторым пренебрежением. Это мероприятие зачастую воспринимается как смесь детского утренника с художественной самодеятельностью. Репутация реализованного "на коленке" благого порыва - главный бич всех подобных акций. Со стороны большая часть просветительских мероприятий кажутся непрофессиональными и немодными. Трудно отрицать, что они действительно были такими в самом начале. С течением времени в фестивали науки вкладывается больше денег, и они становятся все менее кустарными. Очень хочется надеяться, что тенденция продолжится и это мероприятие когда-нибудь станет престижным и статусным.
Безусловно, только популяризацией положение дел в российской науке не исправить (опубликованный недавно рейтинг вузов британского журнала Times Higher Education показал, что по части образования Россия также ощутимо отстает от лидеров). Однако без просвещения добиться создания конкурентоспособных науки и образования невозможно. Так что остается только пожелать успеха прекрасному начинанию.