Разделы
Партнеры
Счетчики
7.1. Объект класса 3.1
Интегральная теория создания ИИ
Итак, мы можем изменять состояния различных объектов 1-го порядка. Но какой объект и как изменить, мы заранее не знаем. Значит в состав блока движения должно входить как минимум 2 компонента: объект 1-го порядка, изменение состояния которого через универсальный интерфейс отражается на остальных объектах 1-го порядка, и генератор случайности, дающий возможность случайно выбрать, какой объект 1-го порядка следует изменить наиболее сильно и в каком направлении. Но одних только случайных изменений мало. Необходимо устройство, запоминающее удачный случайный шаг, если он приблизил нас к цели, и позволяющее вернуться к текущему состоянию системы, если следующий случайный шаг оказался неудачным. Таким образом постепенно мы сможем приближаться к цели, а не блуждать около стартовой точки.
Опуская подробности, о которых мы скажем ниже, алгоритм работы простейшего объекта 3-го порядка (естественно, что это не алгоритм, описывающий путь создания объекта класса 2.2, а описание последовательности шагов, остающихся неизменными при построении любого произвольного объекта класса 2.2), получающего знания случайным путем, выглядит следующим образом: 1. Получение по обратной связи информации о том, достигли мы цели или нет. Да - повторить этот пункт. Нет - на пункт 2. 2. Если только что сделанный шаг оказался удачным, то запомнить свое состояние и сделать следующий случайный шаг. 3. Если только что сделанный шаг оказался неудачным, то вернуться в свое прежнее состояние и сделать случайный шаг. 4. Перейти к пункту 1.
Как видим, ничего сложного на первый взгляд нет - это обычный алгоритм с возвратом. Но не стоит спешить с выводами. Ведь не стоит забывать, что универсальный интерфейс не только дает возможность управления объектами 1-го порядка за счет изменения состояния одного объекта. Он таит в себе и угрозу - механизм обратной связи, блок движения, запоминающее устройство, а также различные периферийные блоки объекта 3-го порядка существуют отнюдь не изолированно от остальной среды функционирования, а тесно связаны с ней. А следовательно, в результате существования универсального интерфейса есть опасность возникновения сбоев в их работе, появления новых и исчезновения старых свойств, других коллизий, вплоть до полного разрушения, вызванных как неудачным изменением объектов 1-го порядка самим объектом 3-го порядка, так и изменением посторонних объектов 1-го порядка.
Кроме того, имеется опасность попадания в так называемые "потенциальные ямы". Это может произойти, если между текущим положением объекта 3-го порядка есть область, в котором его состояние оценивается обратной связью как отдаление от цели. Попав в такую область, объект 3-го порядка совершит шаг назад - откат, в результате которого он отдаляется от цели. И если цель имеет вид "замок с непрерывной стеной вокруг", то объект 3-го порядка попросту будет "ходить" вокруг этой "стены" и никогда не сможет "попасть" в "замок" - достичь цели. Избавиться от такой проблемы можно только путем правильного выбора генератора случайностей, обладающего широким спектром случайных изменений, в результате которых объект 3-го порядка сможет производить не только близкие переходы - "шаги", но и дальние - "прыжки". Существует и еще одна проблема принципиального характера. Так как объект 3.1 получает знания путем случайного перебора, то необходим источник случайности - ее генератор. Искусственно создать такой генератор затруднительно - любой алгоритм строится по определенным правилам, а значит он уже не случаен. Также сложно и найти его уже в готовом виде - как узнать, что кандидат в такой генератор действительно случаен? Можно воспользоваться тем, что факт появления того или иного состояния B в неопределенном объекте 2-го порядка A->X->B определяется вероятностью его появления и потому появление в данном случае конкретного значения B в какой-то мере можно считать случайным. Кроме этих препятствий существует и множество других. На этом закончим наше небольшое теоретическое введение и перейдем к практике.
newpoisk.narod.ru, 21 марта 2005 года