Разделы
Партнеры
Счетчики
Послесловие. Философский аспект
Ишкушштвенный интеллект
На написание опуса меня спровоцировали. Подсунули статью из Интернета умного мальчика А.Плахова "О проблеме создания искусственного интеллекта". Дочитал ее до конца благодаря эффектному афоризму автора: "Я лишь хочу сказать, что все сегодняшние достижения имеют такое же отношение к искусственному интеллекту как гонки Формулы-1 к телепортации".
Действительно, если мы пытаемся моделировать существо телепортации - мгновенное перемещение, которое по утверждениям фантастов связано с нуль-пространством и тому подобными штучками, то Формула-1 здесь совершенно сбоку, поскольку тут другая механика, совсем другая физика. Но если телепортация нас интересует как средство перемещения в пространстве (за приемлемое для нас время), то Формула-1 будет хорошей моделью, улучшающейся от гонки к гонке. Это азбука моделирования.
Казус в том, что мы постоянно сравниваем искусственный интеллект с естественным интеллектом, не определив с необходимой для техники строгостью что такое интеллект, а тем более что такое естественный интеллект. А внерамочный разговор о естественном интеллекте сродни разговорам о том, что такое жизнь. Это удел философов и богословов. При этом от философов требуется грамотность, а от богословов правильная вера. Начиная с первой работы - Общего Решателя Проблем, специалисты по искусственному интеллекту ищут способы решения "нерешаемых" задач. Копирование элементов естественного интеллекта при этом носит прагматический утилитарный характер. Когда, например, мы критикуем сегодняшние диалоговые системы искусственного интеллекта, то лишь потому что фатический диалог не может служить моделью продуктивного диалога. И к решению интересующих проблем не приближает. Но если, например, рассматривать задачу "искусственного соблазнения" партнера по диалогу, то в ней "поверхностный" диалог со всеми его нюансами становится продуктивным - тут ума не надо, тут другое! Сейчас входят в моду "разговаривающие" куклы - непаханое поле для "игрушечных" диалогов.
Поэтому следует ограничиться в искусственном интеллекте прагматическим аспектом, как это делали основатели. Если же не постулировать предмет искусственного интеллекта, то можно утонуть не в философии, а в словоблудии, жонглирующем неопределенными понятиями. Интеллект - вечная проблема, как вечны и обсуждения смысла жизни. Более того, есть ощущение, что проблема жизни проще, чем проблема смысла!
А.Е.Соловьев, soloviev.nevod.ru, 1994 год