Партнеры

Счетчики






Последствия одной аварии

5 декабря 2010 года ракета-носитель "Протон-М" не смогла вывести разгонный блок ДМ на заданную орбиту. В результате блок с тремя аппаратами на борту оказался затоплен в несудоходном районе Тихого океана. Эта авария (событие экстраординарное, но далеко не катастрофическое) стала причиной большого информационного шума вокруг российской космонавтики. Какие последствия для отечественного ракетопрома будет иметь этот шум, пока не ясно, однако уже сейчас понятно, что ничего хорошего ожидать не приходится.

Разумеется, космическая отрасль никогда не жаловалась на отсутствие внимания со стороны прессы. Запуски пилотируемых аппаратов, выходы в открытый космос, космические туристы, наконец - все это неизменно попадало в газеты и журналы, пусть иногда и не на первую полосу. Однако произошедшая 5 декабря авария стала чем-то совершенно из ряда вон выходящим.

Техническая сторона вопроса (второстепенная)

Начнем с того, что с технической стороной аварии более или менее все понятно.

Почти сразу была создана комиссия, которая занялась расследованием причин инцидента. Возглавил расследование руководитель ЦНИИмаш Геннадий Райкунов - по словам главы Роскосмоса Анатолия Перминова, довольно далекий от ГЛОНАСС человек. Впрочем, учитывая масштаб программы строительства российской навигационной системы, навряд ли в России остался человек, не приложивший руку к разработке "отечественного аналога GPS".

Технические специалисты с самого начала довольно спокойно отнеслись к аварии - именно в таком ключе были сделаны первые комментарии. Например, на следующий день после падения спутников неназванный источник в отрасли рассказал, что вероятной причиной аварии является ошибка в математическом обеспечении системы, то есть попросту неверные расчеты. Все последующие события и выводы только подтверждали эту версию.

Комиссия пообещала назвать причины аварии к 20 декабря (позже, правда, передвинув дату на 15 число), однако уже 7 декабря "Интерфакс" сообщил со ссылкой на собственные источники, что основной причиной аварии стала перегруженность верхней ступени ракеты - якобы туда было залито на тонну больше топлива, чем нужно. Разумеется, маловероятно, что подобное событие могло быть результатом разгильдяйства (процесс подготовки к запуску ракет отлажен до мелочей), поэтому лишняя тонна вполне могла быть результатом озвученной в самом начале ошибки в расчетах.

9 декабря Райкунов озвучил то, о чем в Роскосмосе говорили с самого начала: ракета "Протон-М" отработала штатно, то есть полностью выполнила заложенную в нее программу. Учитывая слова Перминова газете "Известия" о том, что к разгонному блоку ДМ за последние 15 лет не было никаких претензий, возможность технической неполадки представляется минимальной. Таким образом, вывод комиссии, который будет озвучен в самое ближайшее время, скорее всего, почти не будет отличаться от первоначальной версии случившегося.

Общественно-политическая сторона вопроса (главная)

Однако не технической стороной примечательна история с потерей спутников, а своим общественно-политическим подтекстом. Дело в том, что 30 ноября 2010 года в послании Федеральному собранию РФ президент Дмитрий Медведев пообещал полностью укомплектовать орбитальную группировку ГЛОНАСС, имея в виду доведение количества спутников на орбите до обещанных 30 единиц.

Ничего удивительного, что на следующий день после аварии, то есть 6 декабря, Медведев потребовал "провести проверку утраты трех спутников группировки ГЛОНАСС и представить ему предложения об ответственности лиц, причастных к происходящему". Параллельно с расследованием инцидента, которым должны были заняться сами специалисты ракетно-космической отрасли, президент поручил генеральному прокурору РФ Юрию Чайке и его ведомству провести проверку самой отрасли. Последний пообещал космической промышленности РФ масштабную и очень серьезную проверку. В частности, под проверку должны попасть не только производители "Протонов" (это, к слову, государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева), но и сам "Байконур".

Роскосмос оказался совершенно не готов к подобному повороту событий, а чиновники восприняли критику президента как команду "фас". Критика Роскосмоса со стороны чиновников только набирает обороты, однако, первая жертва уже есть - ею стал Анатолий Перминов.

Дело в том, что 7 декабря он дал уже упоминавшееся выше интервью "Известиям", в котором довольно спокойно отозвался об аварии. "Ситуация неприятная, но это никак не катастрофа. Стартовая позиция не разрушена, и люди не погибли. Возникла техническая неисправность," - заявил он. Потом добавил, что ракета "Протон-М" является одной из самых надежных в мире, заметив попутно, что успешными оказываются 96 процентов запусков с участием этой ракеты.

Разумеется, подобная взвешенная, рациональная, а главное - честная позиция Перминова не могла не остаться незамеченной со стороны чиновников. Так, еще не успело интервью главы Роскосмоса разойтись по Сети, как помощник президента РФ Сергей Приходько поспешил выразить недоумение позицией Перминова. "Крайне странно, что руководство Роскосмоса считает отсутствие человеческих жертв и неразрушение стартовой площадки критерием оценки реализации важнейшей госпрограммы", - заявил Приходько. А потом добавил, что критерии, по которым Перминов оценивал аварию, являются недопустимыми.

Уже 9 числа неназванный источник в правительстве сообщил, что из-за своей позиции глава Роскосмоса вполне может лишиться своего поста. Подобные слухи означают только одно - в федеральном космическом агентстве грядут по крайней мере кадровые перемены.

Продолжение следует

О том, какие последствия новая серия проверок будет иметь для космической отрасли, говорить пока рано. Единственное, что можно утверждать, что интенсивный поиск виноватых Роскосмосу не принесет ничего хорошего: уже сейчас чиновники начинают учить ракетчиков, как тем работать, а это очень плохой знак. Государственные мужи забывают, что имеют дело с настоящей высокотехнологичной отраслью, а не с проектом, например, Сколково. Так что остается только ждать продолжения.

Hosted by uCoz