Партнеры

Счетчики






"Морской старт" на дно

Стартовавшая 31 января в 1 час 22 минуты по московскому времени с расположенной на экваторе, на 154 градусах западной долготы, платформы "Одиссей" ракета-носитель Зенит-3SL со спутником связи NSS-8 на борту взорвалась сразу после запуска. Спутник предназначался для голландской телекоммуникационной компании SES New Skies.

Инцидент

Что привело к взрыву, пока непонятно. Для определения причин ЧП создана специальная комиссия. Очевидно, что ракета – или то, что он нее осталось – покоится на дне Тихого океана где-то под стартовой платформой – или тем, что от нее осталось.

Как видно на появившейся в сети видеозаписи старта, далеко от платформы "Одиссей" ракета не улетела.

Во время запуска стартовая платформа функционирует в автоматическом режиме, поэтому при аварии люди пострадать не могли.

Это был 24-й запуск ракеты "Зенит" с "Морского старта" и первый в 2007 году. Первоначально он был запланирован на 25 января, однако каждый день переносился на сутки из-за подводных океанских течений, которые могли помешать пусковой платформе сохранять стабильное положение в точке пуска.

До этой аварии закончились неудачей три "Морских старта". В 2000 году ракета также упала на первой минуте полета, в следующем году запуск был аварийно отложен за минуту до старта, а в 2004 году разгонный блок не смог вывести спутник на заданную орбиту.

Спутник

Спутник связи, который Зенит-3SL должен был вывести на орбиту, был построен специалистами компании Boeing и оборудован 92 устройствами для приема и передачи радиосигналов. На ближайшие 15 лет он должен был стать центральным спутником телекоммуникационной системы голландской компании SES New Skies.

Сейчас у SES пять спутников на орбите, один на дне морском и еще один – в процессе строительства где-то в ангарах "Боинга".

Компания

Компания "Морской старт" осуществляет запуски из района экватора с плавучей платформы в Тихом океане. За счет максимального использования вращения Земли при таком местоположении стартовой площадки при одинаковом расходе топлива ракеты "Морского старта" выводят на орбиту наибольший груз. Таким образом, пользоваться "Морским стартом" для владельцев коммерческих спутников наиболее выгодно.

Консорциум был создан в 1995 году. В него входят американская компания Boeing, британско-норвежская компания Kvaerner Group, КБ "Южное" и производственное объединение "Южмаш" (Украина), а также РКК "Энергия" (Россия). Первый запуск состоялся 27 марта 1999 года.

"Морской старт" является первым в истории чисто коммерческим международным проектом орбитальных запусков. Компания проводит все работы, необходимые для отправки спутника на орбиту – транспортировку, хранение, предстартовую подготовку ракеты и полезной нагрузки, а потом и сам запуски и управление выводом аппарата на расчетную орбиту.

На участке работы первых двух ступеней ракеты "Зенит" полет происходит в автоматическом режиме, с контролем из Центра управления пусками на контрольном судне, а на участке работы разгонного блока – из подмосковного Центра управления полетами. Связь между кораблями в районе старта, ракетой-носителем на траектории выведения, разгонным блоком и ЦУПом осуществляется по радиоканалу через геостационарные спутники связи Intelcat и TDRSS и наземные станции в США, Норвегии, на Украине и в России.

После отделения спутника от разгонного блока управление аппаратом передается заказчику, а разгонным блоком продолжает управлять российский ЦУП, переводя его на орбиту хранения, где из разгонного блока стравливаются остатки топлива и газов.

Ракета

Ракета-носитель "космического назначения" "Зенит-3SL" использует в качестве топлива керосин и жидкий кислород. Ее первые две ступени изготавливаются на украинском "Южмаше", а третью ступень – разгонный блок ДМ-SL производства РКК "Энергия", включающийся на десятой минуте полета, производит РКК "Энергия".

"Зенит-3SL" предназначен для вывода спутников на высокие орбиты и способен вывести до 6 тонн на орбиты, переходные к геостационарной, и до 4 тонн на геостационарную орбиту. Первая ступень "Зенита" оснащена кислородно-керосиновым двигателем РД-171 российского НПО "Энергомаш". Прототипом для нее послужила первая ступень ракеты-носителя "Энергия". По всей видимости, авария на первых секундах полета была связана именно со сбоем в работе изделия "Энергомаша".

Судно

Сборочно-командное судно "Морского старта" было построено на шотландском заводе, принадлежащем Kvaerner Group.

В порту оно служит плавучим сборочным цехом, в районе старта – центром управления пусками. Технический комплекс на судне обеспечивает прием ракетных ступеней, разгонных блоков и космических аппаратов, их стыковку и испытания, после чего собранную ракету перегружают на стартовую платформу.

Платформа

Морское положение платформы – основное преимущество проекта. Запуск из нейтральных океанских акваторий дает "Морскому старту" независимость от политических рисков и государственных интересов отдельных стран. Кроме того, под наземный космодром требуется отчуждение огромных территорий для обеспечения безопасности старта и зон падения отделяемых ступеней ракеты-носителя, створок обтекателя космического аппарата.

Между запусками платформа использует инфраструктуру порта, тогда как космодром на суше должен обладать своими подъездными дорогами, электростанциями, гостиницами, школами, поликлиниками и так далее.

Платформа "Олимпия" была создана на базе морской самоходной полупогружаемой нефтебуровой платформы. Переоборудование проводилось на верфи "Rosenberg" в Ставангере (Норвегия) и "Кварнер-Выборг-Верфь" в Выборге. Платформа обеспечивает хранение ракеты в ангаре во время перехода в район старта, подачу и установку ракеты на пусковой стол, заправку ее компонентами топлива и сжатыми газами, предстартовую подготовку и пуск. Последние операции осуществляются под дистанционным управлением с контрольного судна, что обеспечивает безопасность сотрудников проекта.

Длина "Олимпии" – 133 метра, ширина – 67, высота – 60. Ее масса составляет 65 тысяч тонн.

Порт

Базируется "Олимпия" в порту калифорнийского города Лонг-Бич, недалеко от сборочных цехов компаний "Hughes Space & Communications" и "Space System/Loral", где производится 80 процентов коммерческих спутников.

С берега производится заправка хранилищ "Олимпии" компонентами топлива и газами, поддержка операций по сборке и испытаний космической ракеты.

Hosted by uCoz