Партнеры

Счетчики






Выхлопы машин оказались способны вызывать молнии

Американские ученые обнаружили взаимосвязь между уровнем загрязнения, вызываемого автомобилями, и частотой возникновения молний. Об этом сообщает New Scientist. Результаты были представлены учеными на съезде Американского геофизического союза.

В рамках исследования ученые сравнивали данные о молниях на территории США с 1998 по 2008 годы, собранные Национальной сетью по наблюдениям за молниями. Им удалось установить, что частота молний была как минимум на четверть выше нормы в "грязных" регионах.

По словам исследователей, в результате загрязнения возникает большое количество низко плывущих туч. Согласно современным теориям, молнии возникают в результате движения воздушных масс внутри облаков, а также колебаний влажности и температуры. Большое количество низких туч предоставляет свободу для вертикального движения воздушных масс.

Отличительной особенностью является то, что наиболее интенсивно новый эффект проявляется в пригородах больших городов. В самих городах, где уровень загрязнения больше, влияние выхлопов подавляется повышенной температурой воздуха.

Ученым впервые удалось исследовать с Земли атмосферу экзопланет

Сразу двум группам астрономов удалось получить данные об атмосфере экзопланет, используя наземные наблюдения, сообщает AFP. Работы обеих групп исследователей появятся в журнале Astronomy and Astrophysics.

Важность результатам придает тот факт, что большинство данных об экзопланетах (в том числе и об их атмосферах) были получены при помощи работающего в инфракрасном диапазоне космического телескопа Spitzer. Запасы жидкого гелия, однако, который используется для охлаждения инструментов аппарата, должны закончиться в ближайшее время. Связанное с этим падение разрешающей способности устройства могло оставить ученых без средств изучения экзопланет. Новые результаты показывают, что астрономы способны исследовать атмосферы этих небесных тел при помощи наземных средств.

Первая группа астрономов изучала транзитным методом (о котором "Лента.Ру" неоднократно писала) инфракрасное излучение планеты OGLE-TR-56b, которая относится к разряду "горячих" Юпитеров.

По словам исследователей, близкая расположенность небесного тела к своему светилу (и, следовательно, высокая температура поверхности) заставляет его атмосферу излучать в этом диапазоне. Данные об излучении, таким образом, позволяют получить информацию об атмосфере. В частности, астрономы установили, что ее температура составляет 2700 кельвинов.

Другая группа исследователей наблюдала планету TrES-3b, которая вращается вокруг звезды TrES-3. Оценка температуры атмосферы этого "горячего" Юпитера составляет 2000 кельвинов.

Ученым запретили выбрасывать 20 тонн сульфата железа в океан

Индо-немецкой экспедиции, которая отправилась в плавание по антарктическим водам 7 января 2009 года на корабле Polarstern, запретили выбрасывать за борт 20 тонн сульфата железа, сообщает Nature News. Вето на данный эксперимент было наложено Министерством науки и образования Германии.

По словам представителей Института полярных и морских исследований Альфреда Вегенера, которому принадлежит судно Polarstern, возражений у министерства против эксперимента на момент подачи заявки не было.

Основной целью опыта были практические испытания одного из возможных способов борьбы с глобальным потеплением. Предполагается, что добавление сульфата железа в воду вызовет усиленное размножение микроскопических водорослей, которые используют углекислый газ в своей жизнедеятельности. Рост популяции должен увеличить способность океанов поглощать из атмосферы данный парниковый газ.

В 2008 году многие страны приняли мораторий на проведение крупномасштабных экспериментов по ускорению роста водорослей. Причиной запрета стала озабоченность специалистов тем, что последствия подобных опытов для экосистемы океанов ученые предсказать не в состоянии. Например, рост водорослей, вызываемый попаданием азотсодержащих удобрений в океан, может приводить к появлению так называемых мертвых зон.

Исключение было сделано только для небольших опытов вблизи береговой линии. Экспедиция Polarstern вызвала протесты многих природоохранных организаций, которые отмечали, что сброс 20 тонн сульфата железа на территории более 300 квадратных километров в водах Антарктики не является "небольшим экспериментом вблизи берега".

В настоящее время представители Института полярных исследований планируют провести независимую экспертизу опыта. Они надеются, что представление результатов, подтверждающих безопасность эксперимента, заставит Министерство науки и образования изменить свое решение.

Hosted by uCoz