Партнеры

Счетчики






Частное кораблекрушение

Отчет о запуске частной ракеты Falcon-1 начинается словами: "Хорошая новость в том, что все системы корабля <...> сработали безукоризненно". Плохой новостью следует считать пожар и падение, случившиеся на первой минуте полета. Корабль не был пилотируемым, но его крушение могло стать последним путешествием в космос для многих: компания Space Services договорилась со Space X, создателями корабля, что он выступит в роли "космического катафалка", доставив останки желающих на орбиту. Только из-за вынужденного переноса старта Falcon-1 ушла в небытие сама по себе - без мертвых астронавтов. Правда, вместе с ней если и не погибла, то была серьезно скомпрометирована идея коммерческой космонавтики как таковая.

Первая попытка

То, что стартовало 25 марта с тихоокеанского атолла Кваджалейн, было 21-метровой двухступенчатой ракетой, сильно уступающей по размерам традиционным носителям. При благоприятном исходе отработанная первая ступень должна была приземлиться с парашютом в океане, однако вместо этого в ней случилось возгорание, и экспедиция закончилась досрочно. На фотографиях запуска видна трещина, которая практически сразу образовалась рядом с двигателем и начала быстро расширяться.

Расследованием занимались все выходные. Первые его результаты уже опубликованы: причиной аварии называют утечку топлива, которое проникло в "пневматическую систему" первой ступени. Там начался пожар, и датчики, обнаружившие проблему, успели выключить двигатель. Полезный груз - спутник FalconSat-2 внутри второй ступени - подбросило вверх, а затем он пробил крышу технической постройки и остался практически целым. Все это, правда, не делает ясным, откуда взялась исходная неисправность. Окончательный отчет подготовит официальная комиссия, куда входят и представители американского правительства - спутник стоимостью 800 тысяч долларов, в отличие от ракеты, не был частным и принадлежал Академии военно-воздушных сил. Организаторы запуска все еще настроены оптимистично и резонно рассчитывают на снисхождение - в "черновом" отчете они напоминают, что взрываются не только частные корабли.

Вторые среди неравных

Эксперты назвали SpaceX наиболее вероятным партнером NASA, когда космическое агентство начало в спешном порядке искать замену шаттлам среди коммерческих проектов. Новый универсальный корабль Crew Exploration Vehicle будет готов только к 2014 году, а до этого координаторам космической программы США хотелось бы увидеть в космосе более дешевые, пусть даже и "узконаправленные", аппараты для доставки грузов (и, возможно, людей) на МКС. За право выступать в этом качестве SpaceX боролась едва ли не с момента своего создания - и сталкивалась с противодействием таких влиятельных конкурентов, как Boeing и Lockheed Martin.

У сотрудников SpaceX были основания считать, что даже перенос первого старта Falcon - следствие сложной интриги с участием Lockheed Martin. Сверхтяжелая ракета Titan IV готовилась к запуску с калифорнийской военной базы Ванденберг, а коммерческий корабль должен был затем занять ее место на стартовой площадке. Однако Titan IV провел там больше времени, чем планировалось, так что частную компанию попросили подыскать другое место - например, на изолированном тихоокеанском атолле Кваджалейн, где расположена другая американская ракетная база. Перенос потребовал времени и денег, а условия на атолле, как выяснилось, были далеко не идельными. Как заявил глава SpaceX, близость к экватору (которая позволяет выводить на орбиту более тяжелые грузы) компенсировалась отсутствием коммуникаций и влажным климатом, разрушающим приборы. Не исключено, что эти обстоятельства и будут в конце концов объявлены причиной неудачи. Следующий старт, однако, должен был все равно состояться в Калифорнии, а в NASA указывали на наличие подходящего стартового комплекса на мысе Канаверал.

Осенью 2005 года, то есть незадолго до запланированного первого запуска, SpaceX даже попробовала судиться с Lockheed Martin и Boeing, обвиняя их в монополистическом сговоре. К тому времени две корпорации решили создать United Launch Alliance - совместное предприятие, которому доставались бы все оборонно-космические правительственные заказы. Собственно, Falcon-1 как раз должна была доказать, что не только компании-гиганты способны отправить что-либо на орбиту.

Ракеты Falcon были задуманы такими, чтобы в описаниях преобладало слово "второй". Вторая - после шаттлов - модель многоразового корабля и вторая после SpaceShipOne попытка пересечь границу с космосом на деньги любопытного мецената, вторые по мощности (после советской ракеты-носителя "Энергия") двигатели Merlin-2 и второе рождение "лунной" технологии - вот что написали бы про Falcon, если бы старт удался. Теперь, однако, его наверняка назовут вторым "космическим разочарованием" нового века - если, конечно, считать первым гибель шаттла Columbia.

Третий сорт?

Едва ли не главным преимуществом новой ракеты называли цену. По сравнению с многомиллиардными затратами на шаттлы она могла показаться несолидной - 6,7 миллиона долларов за многоразовый корабль. "Экономный" подход был сознательным выбором главы SpaceX Элона Маска, создателя системы интернет-платежей PayPal и мультимиллионера. Он утверждал, что большой бизнес начинается со скромных сумм и маленьких компаний. В ноябре 2005 года в штате SpaceX состояло всего 160 человек - при том, что компания занималась не единственной ракетой, но целым семейством.

Помимо Falcon-1, SpaceX разрабатывает Falcon-5 и Falcon-9 - ракеты-гиганты, ориентированные на явное соперничество с Delta IV и Atlas V, которые Boeing и Lockheed Martin предлагают для запуска тяжелых космических аппаратов. 47-метровая Falcon-5 должна стать первой "по-настоящему многоразовой" ракетой. 53-метровая Falcon-9 - ее "утяжеленный" вариант грузоподъемностью 16,5 тонн. Более того, в конце прошлого года Элон Маск сообщил, что не исключает создание пилотируемого корабля Falcon, а также "сверхгрузовика" с кодовым названием BFR (Big Falcon Rocket - "Большая ракета Falcon"), способного выводить на орбиту до 100 тонн груза.

Главная проблема - в том, что во все эти корабли встроены одинаковые двигатели Merlin, которые оказались одновременно самой новой, самой трудоемкой и самой уязвимой частью проекта. Тяжелые Falcon-5 и Falcon-9 предполагалось оснастить несколькими такими устройствами, а BFR - увеличенными копиями двигателя, находившегося внутри ракеты Falcon-1. Именно в нем, по всей видимости, 25 марта и случился сбой. Любопытно, что во время нескольких стендовых испытаний двигатели включались, и никаких неполадок инженеры не заметили. При последнем ракета даже на три секунды зависла в воздухе - что, в общем, при определенных оговорках можно считать удавшимся полетом. Теперь, разумеется, испытания любых ракет Falcon будут заморожены - до тех пор, пока комиссия не установит причин аварии. В частности, праху клиентов Space Services придется ждать иного случая - и не исключено, что для его доставки на орбиту снова предпочтут государственное транспортное средство.

Четвертовать и выстрелить из пушки

Согласно договору, предлагаемому сейчас Space Services, урна с порцией пепла размещается на борту ракеты, наблюдать за запуском которой приглашены родственники усопшего. Вместе с одной из ступеней ракеты прах обращается вокруг Земли, а потом сгорает в верхних слоях атмосферы ("светясь, как падающая звезда и символизируя дань памяти покойному", поясняется на сайте MemorialSpaceFlights.com).

Странный способ, которым несколько веков назад расправлялись с уже мертвыми противниками ("На куски разрезали, сожгли, // Пепл собрали, пушку зарядили" - если верить Максимилиану Волошину, это проделали с Лжедмитрием), многим кажется привлекательным сценарием собственных похорон. По крайней мере, так завещали поступить с собственным телом более ста пятидесяти человек: организатор "психоделической революции" Тимоти Лири, пионер американской астронавтики Гордон Купер, первооткрыватель Плутона Клайд Томбо, исследователь комет Юджин Шумейкер и многие другие.

Компания Celestis оказывала подобные услуги с 1997 по 2001 год. Все это время "катафалками" служили ракеты Pegasus и Taurus (за одним исключением - прах Шумейкера доставил на Луну зонд Lunar Prospector). Дело Celestis продложила компания Space Services, которая и предложила заняться перевозкой праха разработчикам частной ракеты. Вначале предполагалось, что первый рейс Falcon-1 станет очередным "рейсом памяти", однако из-за смены места запуска от этой идеи отказались - очевидно, не все родственники знаменитых усопших были готовы наблюдать за пуском с Маршалловых островов. Поэтому было решено, что церемонию "небесных похорон" перенесут на следующий раз - и, как оказалось, поступили верно.

Несостоявшиеся "небесные похороны" превратились в проводы космического корабля. Стоит надеяться, что частная космонавтика переживет утрату.

Hosted by uCoz