Партнеры

Счетчики






Зонды для жесткого прилунения расскажут о строении лунной коры

Предварительные испытания специальных исследовательских зондов, предназначенных для "расстрела" Луны, завершились успехом. Исследовательская аппаратура, установленная на них, пережила репетицию жесткого прилунения. Испытания проводились лабораторией космических исследований Мулларда (Mullard Space Science Laboratory), Великобритания.

Основной проблемой, стоявшей перед конструкторами, была проблема выживания аппаратуры при прилунении. Скорость зонда, с которой он должен врезаться в поверхность Луны, составляет около 1100 километров в час. Это означает, что аппаратура испытает перегрузки около десяти тысяч g, то есть на не нее будет действовать сила инерции в десять тысяч раз превосходящая силу тяжести.

Для решения этой проблемы была разработана специальная схема расположения приборов. Использовались только легкие и прочные материалы. Вся электроника была помещена в емкость, заполненную эпоксидной смолой. Для уменьшения массы всюду, где это было возможно, вместо проводов использовались печатная кремниевая микроэлектроника. Во время испытания зонды разгоняли на специальной рельсовой дороге до предполагаемой скорости прилунения и направляли в песок, имитирующий лунную поверхность.

В рамкам программы MoonLite в 2013 году планируется запустить четыре зонда с орбиты Луны. Они должны врезаться в лунную поверхность, углубившись в нее настолько, насколько это будет возможно. На каждом из зондов предполагается установить аппаратуру для изучения состава грунта. Кроме этого, на каждом будет по сейсмометру. Погруженный в лунный грунт зонд будет изучать колебания лунной поверхности и сможет ответить на основные вопросы, касающиеся внутреннего устройства и происхождения Луны. В частности, обладает ли она, как и Земля, твердым железным ядром.

Ученые научились чистить магнитные пояса Земли

Группа исследователей из Университета Отаго, Новая Зеландия, под руководством Крейга Роджера (Craig Rodger) установила последствия воздействия низкочастотных магнитных волн на пояса Ван Аллена. Оказалось, что такие радиоволны способны выбивать из поясов заряженные частицы, представляющие опасность для спутников. Работа опубликована в журнале Geophysical Research Letters.

Пояса Ван Аллена представляют собой две торические области в космическом пространстве, образованные магнитным полем Земли. Эти области выступают в качестве ловушек космического излучения. Как показывают исследования, заряженная частица, попав во внешний пояс, покидает его в среднем через неделю, в то время как внутренний пояс может удерживать ее более года. Таким образом, например, солнечный шторм (поток космического излучения, вызванный бурей на Солнце) приводит к повышению концентрации заряженных частиц во внутреннем поясе, которая может держаться в течение долгого времени. Эти частицы представляют значительную опасность для спутников связи, поскольку столкновение с такими частицами приводит к выходу из строя навигационной и передающей аппаратуры на борту спутника.

Наблюдая за геомагнитным полем, ученые выдвинули предположение, что низкочастотные магнитные волны в диапазоне от 5 до 25 килогерц должны "выбивать" заряженные частицы из внутреннего пояса Ван Аллена. Исследователям из Новой Зеландии удалось собрать экспериментальные данные, подтверждающие эту гипотезу. Для этого, используя французский исследовательский спутник DEMETR, они проводили замер концентрации электронов в окрестности внутреннего пояса. Аппаратура на спутнике регистрировала заметное повышение этого параметра при включении мощного источника низкочастотных радиоволн на Земле.

Открытие имеет значение, в первую очередь, для военных. Еще в 2006 году ВВС США для защиты разведывательных спутников от космического излучения предложили провести очистку внутреннего пояса Ван Аллена. Предполагалось запустить космический аппарат с радиоизлучателем частотой 20 килогерц, который будет играть роль "дворника". Кроме этого, оснащение спутников генераторами таких радиоволн позволит увеличить их персональную защиту от опасного излучения. Лидер по сервисному обслуживанию www.avilon.ru запись на ремонт Mersedes S 600 Trasco.

Hosted by uCoz