Партнеры

Счетчики






7.3.4. Устройство основных узлов объекта класса 3.3

Интегральная теория создания ИИ

Рассмотрим теперь механизмы объекта 3.3, реализующие указанные свойства.
Необходимо решить 2 проблемы - проблему формирования (детализации, построения)
внутреннего мира и проблему поиска с его помощью пути к цели.
Рассмотрим механизм формирования внутреннего мира. Что физически представляет
из себя внутренний мир? Это с возможно большей степенью изолированности от
воздействия внешнего мира обособленная группа объектов 2.2, образующая
логические домены. Причем эти домены, так же как и домены внешнего мира,
имеют вложенную структуру. Метафорически внутренний мир можно изобразить в
виде шара, заполненного связанными универсальным интерфейсом и образующими
вложенную структуру логических доменов объектами 2.2. Вначале эти объекты
имеют исходные состояния, определяемые начальной детализацией внутреннего
мира.
К внутреннему миру ведут 3 магистрали:
 - матрица внутренних эффекторов (чтобы не путать рецепторно-эффекторные
   матрицы с аналогичными устройствами для работы с внешним миром будем
   называть их соответственно внутренними эффекторами и рецепторами.
   Аналогичные матрицы для внешнего мира - внешние эффекторы и рецепторы)
 - матрица внутренних рецепторов
 - канал передачи информации от памяти подсистемы класса 3.2 и энциклопедии
   первичных знаний к объекту-формирователю внутреннего мира
Итак, нам предстоит таким образом изменить состояния объектов, заполняющие
внутренний мир, что станет выполнятся условие его эквивалентности внешнему
миру. Как это сделать? Необходим рабочий орган - формирователь внутреннего
мира - позволяющий изменять состояния объектов класса 2.2. Во-вторых нужны
знания как и что конкретно надо изменить.
Рабочим органом в нашем случае может быть только объект 3-го порядка. Это
могут быть объекты 3.1 либо 3.2. Если представить внешний мир в виде E->M->R,
где E, R - матрицы внешних эффекторов и рецепторов соответственно,
M - внешний мир, то внутренний мир представится в виде vE->vM->vR; vE,
vR - матрицы внутренних эффекторов и рецепторов соответственно,
vM - внутренний мир. В этом случае целью объекта-формирователя внутреннего
мира станет E->M->R, а целевым объектом vE->vM->vR (по аналогии с объектами
A->X->B и C->Y->D, см. гл. "Объект класса 3.1"). В общем случае vE и vR
неэквивалентны своим аналогам E и R и как правило всегда превосходят
последние по своим относительным возможностям. Во-первых это связано с
отсутствием каких-либо негативных последствий в случае ошибочного шага, т.к.
во внутреннем мире всегда можно использовать откат. Во-вторых, и главное, при
помощи vR и vE осуществляется произвольный доступ к любому объекту внутреннего
мира. В том числе и к недоступным для R и E аналогам объектов внешнего мира.
Как будет показано ниже, в связи с существованием во внутреннем мире т.н.
динамического распределения вероятностей, это единственный способ
осуществления операций произвольного доступа.
Следует заметить что не существует понятия внутренней цели, поскольку смысл
цели объекта 3.3 - это описание того, каким образом должен выглядеть внешний
мир (соответственно и внутренний мир). А для этого вполне достаточно иметь
один объект-цель 2-го порядка и нет необходимости дополнять им внутренний мир.
Зависимость E->M->R или R=M(E) нужно рассматривать только в рамках объекта
класса 3.3. Как известно, в 3.2 аналогичная зависимость имеет вид R=M(E,F),
где F - другие объекты класса 1.1 (отличные от E). Но в случае, когда в
общем виде целью служит преобразование всего внешнего мира (а не локального
целевого объекта), следует рассматривать уже функцию R=M(E).
Теперь по поводу того, откуда брать информацию, необходимую для построения и
непрерывной корректировки внутреннего мира. Всего имеется 3 источника:
 - собственно матрицы внешних рецепторов и эффекторов. Как источник довольно
   слабоват, поскольку позволяет получить только сиюминутную информацию.
 - образы этих матриц, записанные в стековых блоках памяти объекта 3.2
   (следует заметить, что 3.3 является надмножеством 3.2, и следовательно ему
   также доступна информация из указанных блоков)
 - т.н. энциклопедия первичных знаний
Роль памяти объекта 3.2 при формировании vM очень велика. Она служит
фильтром, защищающим формирователи от перегрузки. Изменение состояний E и R
напоминает беспорядочное тепловое движение атомов и молекул. В основном эта
информация повторяется и по большей своей части бесполезна. Если бы не было
памяти, то формирователи попросту были бы парализованы огромным и быстро
меняющимся объемом малоценной информации. И только наличие памяти, хранящей
значимые состояния E-R позволяет уменьшить нагрузку на формирователи до
разумных пределов. Естественно, для этого в памяти должны храниться не только
состояния, приблизившие когда-то к цели, но и состояния отдалившие от нее.
Это нужно для построения целостной, а не однобокой картины мира. В этом в
общем-то и заключено основное отличие памяти 3.2, находящегося в составе 3.3
от автономно функционирующего 3.2. Алгоритмы обработки остаются при этом
неизменными. Формирование состояния эффекторной матрицы со стороны 3.2
происходит как и раньше - в алгоритм формирования нужно лишь внести небольшую
поправку, чтобы он не "замечал" ячеек памяти с состояниями, отдалившими от
цели. Запись в память будет идти на основе анализа абсолютных величин Ui, без
учета их знака.
Объекты-формирователи, представляющие собой объекты класса 3.1 и 3.2 изменяют
vM таким образом, что взаимные состояния матриц vE и vR становятся равными
соответствующим состояниям записанным в памяти. На первый взгляд кажется что
этого достаточно. Но это не так. Вспомним: основное условие при построении
внутреннего мира - это сделать его неотличимым с позиций
рецепторно-эффекторных матриц от внешнего мира. Т.е. результаты функции
R=M(E) НИКОГДА не должны отличаться от результатов функции vR=vM(vE) (vR=R,
vE=E при всех возможных E). Проблема же в том, что вид функций vM и M
(линейная, полином n-го порядка, система уравнений и т.д.) должна быть одна и
та же. Чтобы гарантировать совпадения состояний объекта 1-го порядка A1 и A2
при рассмотрении функций A1=M(B1), A2=vM(B2) для любого состояния любого
объекта 1-го порядка B1 и его аналога B2. Причем вместо A1, A2, B1 и B2 могут
быть не только E, vE, R и vR, но и любые другие объекты 1-го порядка (условие
эквивалентности M и vM с любых "точек зрения" помимо R и vR).
В случае E, vE, R и vR указанное условие требует совпадения "входов" и
"выходов" vM и M не только для значений, хранящихся в памяти 3.2, а и для
всех других возможных значений E и vE.
Формируя же его предложенным выше способом мы можем лишь гарантировать что
неотличимость эта будет строго выполняться для состояний, равных состояниям
записанным в ячейках памяти 3.2 и текущему состоянию матриц. А чем дальше мы
будем отходить от них, тем все меньше и меньше внутренний мир будет напоминать
оригинал. Экспериментировать с таким внутренним миром бессмысленно.
Таким образом мы видим что внутренний мир невозможно построить, используя
только информацию с рецепторно-эффекторных матриц. Это еще одна принципиальная
ошибка которую допускают проектировщики ИИ, проектируя (пускай даже мысленно)
его образцы, которые якобы научатся понимать закономерности внешнего мира
путем обучения начиная с нуля. Объект 3.3 не может воспринять внешний мир
иначе чем через образы рецепторно-эффекторных матриц. Для него не существует
ни светового спектра, ни тепла, ни движения и ни каких-либо других
"осмысленных" восприятий внешнего мира. Только набор объектов 1-го порядка из
памяти подсистемы 3.2 - аналог набора чисел, да интерпретирующий их внутренний
механизм. Вот и все. Разумеется из этого набора чисел просто невозможно
извлечь схему устройства внешнего мира. Какой его объект вызвал изменение
того или иного рецептора. Какие его свойства (объекты 2-го порядка) влияют на
прохождение изменений в цепочке эффекторы->внешний мир->рецепторы. Невозможно
с высокой долей вероятности предсказать как поведет себя внешний мир при
значительном отклонении последовательности состояний эффекторной матрицы от
уже известных ее образов из стековой памяти 3.2. Чтобы положительно разрешить
эти и многие другие проблемы необходимо заранее знать вид функции R=M(E).
Получить его из совокупности взаимных состояний R и E невозможно. Он должен
быть изначально задан в момент создания vM. Информация из памяти 3.2 лишь
конкретизирует уже известную в общем виде модель внешнего мира.
Вид функции R=M(E). Поскольку в силу протекания эволюционного процесса
матрицы R и E непрерывно меняются, в общем случае требуются знания вида
функций интерпретаторов всех без исключения объектов 2-го порядка внешнего
мира. Да вдобавок еще нужно как-то записать все это и использовать при
формировании внутреннего мира. Конечно же в реальности учесть знания о всех
физически элементарных объектах 2-го порядка просто невозможно. Также
практически невозможно описать виды функций связи глобальных параметров всех
бесконечных логических доменов.
Решение проблемы видится в использовании информацию не о всех доменах, а
только той их части, что используется целью: с уровнями N1..N (минимально
необходимый объем знаний). Объектам 2-го порядка внутреннего мира - аналогам
логических доменов внешнего мира уровней N1..N - изначально придается не
только вложенная структура логических доменов, но и свойства позволяющие
формирователям создавать функцию vR=vM(vE) не по случайной цепочке объектов
2-го порядка (о том как образуется упомянутая цепочка см. пункт "Механизм
создания объекта 2-го порядка"), а более-менее упорядоченно. Упорядочить
процесс построения цепочки возможно при условии что вероятность изменения
формирователями определенных объектов 2-го порядка при определенном состоянии
внутреннего мира выше вероятности изменения остальных объектов 2-го порядка.
Аналогично как повышение давления воды в системе водоснабжения вызывает
прорыв трубы в наиболее слабом месте. Водопровод постоянно стареет и
ремонтируется, поэтому каждый раз вода течет из разных мест.
Картина распределения вероятностей изменения объектов внутреннего мира в
зависимости от его состояния - ДИНАМИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ - ДРВ
и будет нести информацию об реальном устройстве внешнего мира. ДРВ по своему
определению не зависит от внешних факторов и определяется исключительно
свойствами объектов 2-го порядка внутреннего мира и их взаимовлиянием. Каким
образом будет создаваться ДРВ в принципе неважно. Создатели объекта 3.3 как
бы встраивают во внутренний мир формулы (виды зависимости) взаимодействия
логических доменов внешнего мира в общем виде. А затем формирователи
внутреннего мира по информации из памяти 3.2 проводят конкретизацию - находят
значения коэффициентов при неизвестных. Т.е. если какой-то объект 2.2
описывается к примеру формулой y=a1*x^2+a2*x+a3 (очевидно они будут
глобальными параметрами логических доменов внутреннего мира), то в процессе
формирования vM коэффициенты a1, a2, a3 принимают соответствующие значения.
При этом не нарушается принцип нужности 3.3 ("а не делаем ли мы за него всю
работу?!") - знание общей картины построения мира еще не означает знания его
в деталях. А эти детали необходимы при движении к цели. Глубина конкретизации
зависит от поставленной перед 3.3 цели - чем она конкретнее, тем конкретнее
должно быть описание M. По сути дела, мы просто даем 3.3 картину
распределения логических доменов внешнего мира без их детального описания.
Детализация происходит в процессе работы 3.3 - построения пути к цели.
Отсюда следует что формирователи vM должны изменять только "коэффициенты"
объектов 2.2, но не могут влиять на их структуру. Достигнуть этого можно
разными способами: используя масштабируемость универсального интерфейса;
чтобы изменение структуры сопровождается гораздо большими затратами энергии,
чем изменение коэффициентов (естественно энергетические возможности
формирователей намеренно должны быть занижены); или даже используя различный
порядок объектов: формирователь - объект 2-го порядка, структура - объект 2-го
порядка, "коэффициенты" структуры - состояния объектов 1-го порядка, таким
образом формирователь ни при каких условиях неспособен изменить структуру.
Однако последний способ весьма сложен в практической реализации, поскольку
внутренний мир состоит из логических доменов и все операции затрагивают их
глобальные характеристики. Следовательно объекты 1-го порядка в "чистом" виде
отсутствуют, имеются только объекты класса 2.1.
Наличие ДРВ делает невозможным решение проблемы доступа к произвольному
объекту внутреннего мира при помощи "встроенных" в структуру внутреннего мира
средств наподобие самого ДРВ. Поскольку встраивание в структуру внутреннего
мира любых дополнительных систем исказит ДРВ, что совершенно недопустимо.
Поэтому проблема произвольного доступа должна решаться другими методами, а
именно созданием связей между объектами 1-го порядка внутреннего мира и ядром
объекта 3.3 (модулем М3). Ввиду того что подобные связи по своей сути
эквивалентны матрицам внутренних рецепторов и эффекторов, то имеет смысл
объединить первое со вторым. Получаемые в результате vR и vE по своим
относительным возможностям будут намного превосходить свои аналоги R и E,
являясь их надмножеством.
Приведем в качестве примера методику создания ДРВ на основе принципа деления
множества всех возможных состояний объектов 1-го порядка на устойчивые и
неустойчивые. Неустойчивое состояние характеризуется либо самопроизвольным
переходом в устойчивое состояние (благодаря работе объектов 2-го порядка),
либо необходимостью крайне малого внешнего воздействия для осуществления
такого перехода (в результате действий формирователя внутреннего мира).
Устойчивые состояния в противоположность неустойчивым не переходят сами по
себе в другие состояния (устойчивые или неустойчивые) и гораздо более
стабильны по отношению к внешним воздействиям. Совокупность объектов 2-го
порядка, образующих универсальный интерфейс и имеющие устойчивые и
неустойчивые состояния - нестационарный универсальный интерфейс. Если все
состояния устойчивые или все неустойчивые - стационарный.
Заполним внутренний мир объектами 1-го порядка - аналогами объектов 1-го
порядка внешнего мира и свяжем их нестационарным универсальным интерфейсом.
При этом изменение состояний объектов 1-го порядка, сопровождающее переход от
одного стационарного состояния в другое, с высокой долей сходства будет
описывать поведение реальных объектов 1-го порядка внешнего мира.
Вероятность пребывания внутреннего мира в неустойчивом состоянии мала, а в
устойчивом велика. Следовательно при построении формирователем внутреннего
мира функции vE=vM(vR) получаемая цепочка объектов 2-го порядка будет
использовать в основном переходы затрагивающие только устойчивые состояния.
Таким образом для возникновения ДРВ по принципу нестационарного универсального
интерфейса нужно чтобы с точки зрения формирователей, vE и vR и всех других
блоков и модулей объекта 3.3, внутренний мир состоял только из объектов 2.1,
правила взаимодействия которых заданы нами. Забегая вперед отметим что именно
эти объекты образуют энциклопедию первичных знаний.
Итак, создание ДРВ посредством нестационарного универсального интерфейса
возможно. Однако возникает вопрос: не слишком ли много ручной работы
потребуется на построение такого универсального интерфейса?
Очевидно попытка решения проблемы "в лоб": каждому объекту 1-го порядка
внешнего мира создать аналогию с последующим построением объектов 2-го
порядка обречена на неудачу по причине колоссального объема работ и незнания
картины распределения ВСЕХ объектов 1-го порядка внешнего мира даже в рамках
глобальных параметров бесконечных логических доменов уровней N1..N.
Но выход существует благодаря двум обстоятельствам.
Первое. Общее количество объектов 1-го порядка огромно, в пределе бесконечно.
Но количество их типов (т.е. если свойства различаются несущественно)
ограничено. Подобно тому как число атомов куска металлического сплава велико,
а количество типов элементов его химического состава всего несколько штук.
Значит нужно лишь выявить число типов объектов 1-го порядка внешнего мира.
Следует обратить внимание читателя что число типов объектов 1-го порядка в
любом случае меньше числа объектов 1-го порядка, поскольку в силу наличия
универсального интерфейса у логических доменов уровня Nx имеется хотя бы одно
эквивалентное свойство. Следовательно относительно этого свойства логические
домены образуют один тип объектов 1-го порядка. Различные количества
эквивалентных свойств различных множеств логических доменов порождают
соответственно несколько типов объектов 1-го порядка.
Второе. Заполнив внутренний мир огромным числом объектов 1-го порядка
нескольких типов мы еще не решим задачу. Ведь предстоит еще создавать объекты
2-го порядка. Если бы объекты 1-го порядка были физически элементарны, то от
процедуры создания объектов 2-го порядка вручную уйти невозможно. Но в том-то
и дело что все не так! На самом деле это глобальные параметры бесконечных
логических доменов. Следовательно объекты класса 2.1. А это значит что вместо
пассивных объектов 1-го порядка - физических неоднородностей, мы оперируем с
активными объектами 2-го порядка. Способ взаимодействия между двумя типами
объектов класса 2.1 (через общую ось - см. пункт "Математические модели
объектов 2-го порядка") остается независимым от того в какой точке внутреннего
мира они находятся. Задав набор правил взаимодействия - аналога законов
природы - мы получим автоматическое построение нестационарного универсального
интерфейса, поскольку выполнение заданных правил приводит к упорядочиванию
взаимодействий по всему объему внутреннего мира. Но самая замечательная
особенность системы объектов 2.1, пожалуй, в ее способности к порождению
комбинаций: простые знаний служат строительным сырьем более сложных знаний
(являясь глобальными характеристиками логических доменов).
С учетом всего вышесказанного схема "внутренний мир - формирователи" выглядит
следующим образом:
                 ┌───────────────┐ ┌──────────────────────┐
                 │Стековая память│ │Энциклопедия первичных│
                 │подсистемы 3.2 │ │     знаний - ЭПЗ     │
                 └───────┬───────┘ └───────────┬──────────┘
                         _                     _
                      ╔══╧═════════════════════╧═══╗
                      ║ Формирователь внутреннего  ║
                      ║ мира (объект 3-го порядка) ║
                      ╚═════════════╤══════════════╝
                                    _
                               ┌────┴─────┐
                               │Внутренний│
                               │   мир    │
                               └──────────┘
Устройство, в котором хранится априорный набор типов объектов класса 2.1 из
которых строится внутренний мир, носит название ЭНЦИКЛОПЕДИИ ПЕРВИЧНЫХ ЗНАНИЙ
(сокращенно ЭПЗ). Рассмотрим ее подробнее.
По своему назначению ЭПЗ подобна энциклопедии (отсюда и название), где как
можно всесторонне описан внешний мир. Видимо ЭПЗ больше будет напоминать
энциклопедию по обзору науки и техники чем абстрактные
математическо-ориенированные издания в силу необходимости связать описанное в
ней с картиной внешнего мира, получаемой из стековой памяти подсистемы 3.2.
Как и обычная энциклопедия, ЭПЗ не содержит точного описания конкретно
взятого объекта внешнего мира. Она содержит описание ключевых параметров
однотипных объектов. Каждый такой тип при соответствующем варьировании
параметров превращается в аналог одного из реально существующих объектов 1-го
порядка внешнего мира. ЭПЗ содержит не только типы объектов 2.1, но и
возможно, их базовые комбинации. Будучи помещенные во внутренний мир они
способны намного облегчить его построение и построение целевого объекта. Как
уже указывалось выше, минимально возможный объем знаний для построения
внутреннего мира должен охватывать логические домены уровней N1..N. Знания
большего уровня состоят из знаний меньшего.
Уровень набора простейших первичных или АТОМАРНЫХ, уже неделимых далее,
знаний не должен превышать N1. В ряде частных случаев, когда взаимодействие
разноуровневых доменов внешнего мира имеет какие-либо аналогии, корректность
работы внутреннего мира сохранится и при выходе за пределы N1..N. В противном
случае выходе за N1..N объект 3.3 моментально теряет преимущество априорных
знаний об устройстве мира и переходит к малоэффективному принципу работы
интерполяции/экстраполяции объекта 3.2. Поэтому создателям объекта 3.3
желательно занести в ЭПЗ не минимальный набор знаний, а как можно больше.
Рассмотрим вопрос универсальности атомарных знаний. Очевидно объект класса
3.3 не может изменять содержимое ЭПЗ в процессе своего функционирования
(любое изменение ЭПЗ приведет в конечном итоге к искажению ДРВ, что чревато
исчезновением похожести vM и M). Следовательно внутренний мир не может
состоять из непредусмотренных ЭПЗ объектов. Но в процессе работы 3.3 реальна
ситуация когда нужно будет выйти за пределы доменов уровней N1..N и строить
внутренний мир за пределом N1..N (пусть даже он и будет совпадать с внешним
миром только в ограниченном числе состояний, определяемых стековой памятью
подсистемы 3.2). И если набор атомарных знаний из ЭПЗ недостаточно
универсален, то может создаться положение невозможности такого построения. Но
увеличивать универсальность набора атомарных знаний ЭПЗ и гибкость множества
их комбинаций по своему произволу мы тоже не можем, т.к. это неминуемо
приведет к "размазыванию" ДРВ. Одно из решений может заключаться в создании
УНИВЕРСАЛЬНОГО АКСИОМАТИЧЕСКОГО БАЗИСА. Это набор объектов класса 2.1 при
помощи комбинации которых можно построить любые логическое домены, в т.ч. и
образующие вложенную структуру. Это вполне возможно, ведь набором элементарных
математических понятий и их последующими комбинациями можно описать любой
объект 2-го порядка. Следовательно универсальный аксиоматический базис нужно
создавать как аналог элементарных математических объектов. В дальнейшем
универсальный аксиоматический базис ложится в основу атомарных объектов ЭПЗ.
Чтобы исключить непосредственное использование универсального аксиоматического
базиса во внутреннем мире на уровне доменов N1..N можно использовать те же
приемы что и при изменении "коэффициентов" объектов vM без затрагивания их
структуры, например энергетический способ. Существование универсального
аксиоматического базиса по-видимому будет одним из многих принципиальных
положительных отличий ИИ от человека, т.к. в человеке универсальный
аксиоматический базис скорее всего отсутствует и атомарный уровень нашей ЭПЗ
определяется границей возможностей рецепторов и эффекторов (зрение, слух,
руки, ноги и т.д.), остающихся как известно неизменными на протяжении всей
жизни. Неспособность человека к наглядному мысленному представлению объектов
микромира с присущими им корпускулярно-волновым дуализмом, принципом
неопределенности и другими квантово-механическими свойствами также следствие
отсутствия универсального аксиоматического базиса.
Практический пример содержимого ЭПЗ скорее всего будет представлять собой
концентрацию всех знаний человечества. Возможно содержимое ЭПЗ будет увязано
с т.н. информационными плагинами (см. пункт "Информационные плагины") и
альтернативным миром (см. пункт "Объекты класса 3.3.2 и 3.3.3"). Создание ЭПЗ
возможно уже сейчас, т.к. вероятно получение человечеством знаний подчинено
нормальному закону распределения. Если отложить по оси X время а по оси Y
количество полученных знаний, то знания бывшие у человечества до момента
времени t=0 составляли его ЭПЗ. И к настоящему времени максимум по Y уже
пройден (нам известны основополагающие законы природы). Иными словами
"критическая" масса знаний уже имеется.
Рассмотрим следующий ключевой узел объекта 3-го порядка: ПОЛИГОН внутреннего
мира. Как ясно из названия, его задачей служит отработка действий по распаду
и синтезу логических доменов. Необходимость в наличии полигона обусловлена
требованием сохранения эквивалентности внутреннего мира внешнему. Поэтому
любые опыты, связанные с изменением его структуры должны проводится не в нем
самом, а в соответствующей копии - полигоне. Такой подход заодно устраняет
возможные последствия при неправильном построении целевого домена. Очевидно
перед началом проведения "умозрительных опытов" свойства совокупности объектов
2-го порядка слагающих полигон равны соответствующим свойствам объектов 2-го
порядка внутреннего мира. Это достигается путем, аналогичным созданию самого
внутреннего мира (создается формирователь полигона, сам полигон выступает в
роли внутреннего мира, в роли внешнего мира выступает либо внутренний мир,
либо внешний). Имеется 2 концепции создания полигона: либо копировать в
полигон состояние внутреннего мира, либо создавать параллельно несколько
внутренних миров и впоследствии использовать часть из них как полигоны.
Второй путь более предпочтителен, поскольку цепочка M->vM->полигон
накапливает больше ошибок чем цепочка M->полигон.
Рассуждая про внутренний мир возникает законный вопрос: в чем его отличие от
памяти компьютера? Основные различия естественно заключены в порядке: vM -
объект класса 2.2, а память компьютера - 1.1. Что касается эквивалентности
внутреннего мира всему компьютеру (т.е. системе вида
"обработчик 2.2" <--> "данные 1.1"), то желательно чтобы внутренний мир
представлял собой именно набор независимых объектов класса 2.2, а не систему
вида "обработчик 2.2" <--> "данные 1.1". Почему:
1) Необходимость наличия у внутреннего мира вложенной структуры логических
   доменов и бесконечности последних. Реализовать это требование при помощи
   автономных объектов класса 2.2 гораздо проще чем в системе вида
   "обработчик 2.2" <--> "данные 1.1". Этому способствуют явления изомерии
   (многообразие пространственной конфигурации сложной молекулы при
   неизменной химической формуле, сопровождаемое значительным диапазоном
   изменений физико-химических свойств соединения), голографии, динамического
   превращения свойств макросистем (например живой клетки) и др..
2) Способность к детализации внутреннего мира из автономных объектов 2.2
   выше чем у системы "обработчик 2.2" <--> "данные 1.1".
3) Внешний мир представляет собой набор логических доменов, которые можно
   представить как объекты класса 2.2. И чем ближе по конструкции модель
   будет к реальности, тем лучше. (Естественно внешний мир далеко не так
   прост - он объект 4-го порядка. Но так как в рамках объекта 3-го
   порядка невозможно управлять объектами выше 2-го порядка мы приближенно
   считаем внешний мир совокупностью объектов 2-го порядка).
4) В процессе формирования и абстрактных построений неизбежно возникает
   необходимость в изменении свойств внутреннего мира. В случае
   независимости объектов 2.2 сделать это гораздо проще - изменение одного
   объекта не влияет на свойства остальных.
5) В некоторых случаях некоторые объекты 2.2 внутреннего мира по своим
   физическим характеристикам могут быть очень близки к своим аналогам из
   внешнего мира. Такое физическое соответствие дает очень точное
   моделирование процессов, протекающих в реальном, внешнем мире. Очевидно
   что реализовать такие похожие объекты класса 2.2 нельзя при структуре
   вида "обработчик 2.2" <--> "данные 1.1".
Ясно что все вышеперечисленные пункты имеют чисто практическое значение, т.к.
принципиально множество маленьких объектов 2.2 равносильно одному большому.
При рассмотрении идеи внутреннего мира возникает вопрос вложенности
внутренних миров: образ объекта 3.3 во внутреннем мире тоже может содержать
внутренний мир. Тот, в свою очередь, опять может содержать образ 3.3 с
внутренним миром и т.д.. Таким образом возникает бесконечный ряд вложенных
друг в друга внутренних миров. Это неверные рассуждения. Ведь внутренний мир
формируется объектами 3-го порядка, а следовательно не должен содержать
объектов, порядком выше 2-х. Если же говорить о вложенности внутренних миров,
то тогда получается что во внутреннем мире, где существует образ 3.3 также
содержащий внутренний мир, должны присутствовать объекты 3-го порядка
- формирователи вложенного в образ 3.3 внутреннего мира. При этом получается
что образ 3.3 будет уже объектом не 2-го, а 3-го порядка. Естественно это
противоречит требованию содержать во внутреннем мире только объекты 1-го и
2-го порядков.
Таким образом, внутренний мир не может содержать в себе других вложенных
внутренних миров. Образ объекта 3.3, других объектов 3-го порядка, да и
вообще всего внешнего мира, представлены во внутреннем мире как объекты 2-го
порядка. Это, конечно, приводит к появлению погрешности в описании внешнего
мира. Но при больших уровнях объектов 2-го порядка, слагающих внутренний мир,
влиянием этой погрешности на принятие правильного решения в достижении цели
можно пренебречь. Например все знания людей об устройстве Вселенной
представляют собой объекты 2-го порядка. Как следствие, все они имеют рамки
своей применимости. Точно так же ведут себя и объекты внутреннего мира: они
корректно описывают внешний мир лишь в определенных пределах. Для расширения
этих пределов необходимо проводить расширение ЭПЗ и, возможно, детализацию
внутреннего мира.
В заключении этого пункта рассмотрим вопрос минимально необходимой
первоначальной степени детализации vM. Очевидно использование копирования
знаний из ЭПЗ и последующее автоматическое построение на их основе
внутреннего мира делает процедуру ручной детализации излишней. Однако если
такая возможность имеется, то ей желательно воспользоваться (как и описанием
в ЭПЗ знаний о доменах выходящих за пределы уровней N1..N).

newpoisk.narod.ru, 21 марта 2005 года

Hosted by uCoz